Оставьте свой номер и мы перезвоним!
Позвоните нам сами прямо сейчас:
+7−981−500−10−12

Суррогат зальёт рынок топлива

О том, почему этой зимой на рынке будет море солярки сомнительного качества.
Дефицит дизтоплива
Зимой на территории России ожидается крупнейший дефицит дизтоплива. Эксперты рынка нефтепродуктов говорят, что нехватка будет в пределах от 3 до 6 млн. тонн, в зависимости от погодных условий. Стоимость зимнего ДТ на бирже уже достигла исторических максимумов. Нарастить в короткие сроки объемы производства регламентной солярки на НПЗ невозможно. Многочасовые очереди на АЗС и резкий рост количества суррогата на рынке могут стать реальностью.

Поговорим подробнее о том, что ведёт АЗС к убыткам, а конечного потребителя к риску заправиться фальсификатом.

Мнимая «дешевизна» дизтоплива для конечного потребителя

Суррогатное топливо — низкокачесвенный фальсификат, которым торгуют на АЗС по заниженной цене. Его относительно низкая стоимость привлекает часть покупателей, которые покупают руководствуясь принципом «подешевле». Такая «бодяга» похожа на регламентное топливо по плотности и вязкости, но другие параметры у него значительно хуже. Суррогат гарантированно приведет к быстрому износу топливной системы. Выгода, извлеченная из низкой цены, в таком случае маловероятна, т. к все заканчивается дорогостоящим ремонтом и простоем автопарка.

Псевдоприсадки и вещества, которыми разбавляют топливо, дают временное улучшение характеристик и увеличение объема. При этом они негативно влияют на узлы и агрегаты автомобиля. Чаще всего в дизтопливо добавляют:
1
Воду
Увеличивает объем топлива и толщину кошелька продавца. Убивает турбину и топливную систему.
2
Керосин
Является причиной нестабильной работы двигателя и нагара на турбине. Убивает резиновые прокладки.
3
Бензин
Ускоряет износ поршней и цилиндров. Блокирует смазывание топливного насоса и форсунок.
4
Серу
Ускоряет коррозию поверхностей цилиндров. Оказывает негативное влияние на моторное масло.
5
Парафин
Выводит из строя форсунки, фильтры и насос. Дестабилизирует работу двигателя при нагрузках.
6
Псевдоприсадки
Снижают долговечность двигателя. Создают нестабильность работы на оборотах.
Последствия использования псевдоприсадок
Последствия использования псевдоприсадок и добавок, которые увеличивают объем

Дефицит на рынке дизтоплива

Биржевая цена зимней солярки обновила исторический максимум. 16 ноября 2021 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже она достигла 61 528 руб. за тонну (51 070 руб. за литр). За год цена выросла на 26%, что существенно опережает официальный уровень инфляции, в рамках которого государство сдерживает цены на АЗС.
Цена на зимний дизель
Источник: СПбМТСБ
Цена на ДТ начала резко расти с середины октября, что в Минэнерго связывают с ростом мировых цен на нефть и ранними заморозками. Стоимость зимней солярки традиционно подрастает осенью, когда промышленные компании и коммунальщики делают запасы на зиму. Подливают масла солярки в огонь и трейдеры, создающие ажиотаж и ожидающие повышенного спроса.

Эксперты выделяют еще одну причину роста биржевых цен на дизтопливо — рост спроса со стороны нефтебаз.
Нефтебазы копят запасы в ожидании дальнейшего подорожания зимнего дизеля из-за недостатка его производства нефтяными компаниями. Также некоторые из них накапливают авиакеросин и летний дизель как компоненты производства зимнего дизельного топлива во внезаводских условиях.
Анна Лишневецкая, руководитель проектов ООО «Исследовательская группа «Петромаркет»
Ситуация, которая сложилась на российском рынке дизтоплива, может привести к крупнейшему дефициту и росту цены. Эксперты говорят о нехватке 3−6 млн. тонн дизеля, в зависимости от погоды. В 2019 году была теплая зима и многие ездили на межсезонном топливе. Но даже в тот год дефицит составлял 3,7 млн. тонн. Эта разница частично покрывалась за счет смеси летнего дизтоплива и авиакеросина. Спрос и стоимость на последний, в свою очередь, так же выросли. И это может еще больше увеличить дефицит и понизить «качество» суррогата.

Низкая маржинальность чистого ДТ

Торговать «бодягой» на мелких АЗС выгоднее, чем продавать чистое регламентное топливо. В первую очередь это связано с разницей в рисках независимых АЗС и вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Крупные игроки зарабатывают на реализации сырой нефти и на оптовых поставках нефтепродуктов, поэтому легче переносят низкую маржинальность розничных продаж. Мелкие же компании вынуждены держать цены ниже крупных брендовых сетей, что еще больше снижает возможность прибыли. Тиски из оптовых цен НПЗ и розничных цен сетей выдавливают мелкие АЗС с рынка чистого топлива на рынок суррогата.

Ситуация усиливается, когда рынок сталкивается с резким ростом оптовых цен. За изменением закупочной стоимости должен последовать и подъем в рознице. Но государство, опасаясь социального недовольства через различные рычаги влияния на крупные сети замораживает розничные ценники. Тиски дорогого опта и недооцененных розничных цен сжимают еще крепче мелкие АЗС.

Некоторые независимые АЗС открыто продают суррогаты. В их рекламе можно встретить такие сорта топлива, как ТПБ (топливо печное бытовое), СМТ (судовое маловязкое топливо), ДТФ (дизельная технологическая фракция), и другие. Но большая часть продавцов старается не афишировать торговлю фальсификатом. В данном случае их выдает заниженная цена или «двойной» ценник на дизельное топливо (ДТ Евро-5 и ДТ). Подробнее как распознать «бодягу» читайте в нашей статье по ссылке.

Полезные заметки